Кто «может поступить порядочно в любой момент»Жванецкий предупреждал, что наличие в руках кларнета или Ромена Роллана не говорит ничего в внутренней сущности человека, если дело происходит в общественном транспорте. Солженицын шёл ещё дальше и клеймил «образованщину», отказывая тем, кто образован слегка лучше других, в претензиях на особый статус в обществе.

Кто может «поступить порядочно в любой момент», во времена Цицерона не знали. Интеллигент в понимании классической латыни прежде всего умён. Позже возникла идея об уме как результате более глубокого образования, за ней последовала мысль о том, что кто больше знает, тот должен больше спрашивать с самого себя. Постепенно выкристаллизовалось понятие интеллигенции как ума и совести, вооружённых недюжинными познаниями, обязанных быть нравственным авангардом социума.

В прежние времена эту роль приписывали то просвещённому монарху, то приходскому священнику, но к концу XIX века в России мало верили в данные категории граждан как движущую силу прогресса, поэтому особые требования начали предъявлять к обладателям дипломов и нечётких представлений о всеобщем благе. Ответ: интеллигент.

 

Кто «может поступить порядочно в любой момент»